Автотехническая экспертиза

Экспертиза

Автотехническая экспертиза - это комплексное научно-техническое исследование всех аспектов каждого ДТП в отдельности, проведенное лицами, имеющими специальные познания. Целью экспертизы является научно обоснованное восстановление обстоятельств механизма происшествия и установление объективных причин дорожно-транспортного происшествия В понятие «автотехническая экспертиза «входят такие исследования, как технический анализ состояния транспортного средства (в его рамках определяется и неисправность, которая привела к дорожно-транспортному происшествию, если таковая имеется), установление ситуации, в которой произошло ДТП (для автотехнической экспертизы наибольшую ценность имеют данные, касающиеся взаимного расположения транспортных средств, их скорости, особенностей ландшафта и погодных условий), наконец, исследование характера действий, которые выполнялись водителями до и в момент возникновения дорожно-транспортного происшествия. Обстоятельства ДТП выясняются путем анализа множества факторов, например, взаимного расположения транспортных средств в определенные временные промежутки, их скорости и тормозных путей. Исследованием следов, оставленных автомобилями, в том числе — и в момент их торможения непосредственно перед столкновением, занимаются специалисты по трасологии. Естественно, автотехническая экспертиза уделяет большое внимание соответствию действий водителей и пешеходов правилам дорожного движения, это является одним из первоочередных факторов, принимаемых во внимание в ходе автотехнической экспертизы. Объектами исследования автотехнической экспертизы являются не только транспортные средства, но и их обломки, а также объекты, которые могли участвовать в процессе дорожно-транспортного средства: обломки транспортных средств, фрагменты поврежденных искусственных и естественных препятствий, и так далее.

Автотехническая экспертиза в целом включает в себя исследования по следующим направлениям:

  • исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (ДТП) с учётом всех его аспектов, как в отдельности, так и в комплексе;
  • расчёт параметров движения транспортных средств (ТС), пешеходов и иных объектов в процессе ДТП;
  • создание математической модели происшествия;
  • проведение анализа действий участников дорожного движения;
  • исследование имеющихся фото- и видеодокументов происшествия;
  • исследование маркировочных обозначений транспортных средств с целью установления фактов и способов их изменения, а также выявления первоначальных идентификационных маркировок кузовов и агрегатов транспортных средств, присвоенных им на заводе-изготовителе.

Автотехнические экспертизы принято подразделять на виды:

Экспертиза обстоятельств ДТП;

Экспертиза технического состояния ТС;

Транспортно-трасологическая экспертиза (экспертиза следов на ТС и месте ДТП);

 ЗАДАЧИ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДТП

  • определение скорости движения и других параметров транспортного средства ТС;
  • определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
  • определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;
  • определение времени преодоления ТС определенных участков пути;
  • установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
  • определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
  • определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
  • какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
  • определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
  • установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избежания происшествия;
  • установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
  • определение причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
  • определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.

ЗАДАЧИ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТС;

  • установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;
  • установление причин и времени возникновения неисправности, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за техническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;
  • установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП, а также обстоятельств, способствующих возникновению неисправностей;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП;
  • установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.

ЗАДАЧИ ТРАСПОРТНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (ЭКСПЕРТИЗА СЛЕДОВ НА ТС И МЕСТЕ ДТП, А ТАКЖЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДОРОГИ, ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЙ НА МЕСТЕ ДТП.):

  • определение механизма ДТП;
  • установление механизма взаимодействия ТС при столкновении;
  • установление механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия;
  • установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения;
  • установление взаимного расположения ТС относительно границ и осевой линии проезжей части;
  • установление координат места столкновения ТС или места наезда на пешеходов;
  • установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первично контактного взаимодействия;
  • установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;
  • определение по характеру повреждений на ТС места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;
  • установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
  • установление наличия, времени и причины повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений;
  • установление факта возникновения неисправности деталей ТС после ДТП;
  • установление возможности получения механических повреждений имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии;
  • установление взаиморасположения человека и частей ТС;
  • оценка особенностей функционального состояния людей ко времени взаимодействия их с частями ТС;
  • определение позы и двигательных реакций пострадавших;
  • выявление признаков, характеризующих действия водителя;
  • получение объективной информации об условиях травмирования для сопоставления ее с показаниями свидетелей;
  • определение взаимного расположения ТС и пешехода в момент наезда;
  • установление основных квалификационных характеристик дороги;
  • установление технического состояния ее структурных элементов и дорожных условий;
  • определение соответствия (несоответствия) фактических квалификационных характеристик и технического состояния участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП, элементов исследуемой дороги и дорожных условий требованиям нормативно-технической документации (НТД);
  • установление причин и времени образования дефектов на дороге, угрожающих безопасности движения;
  • определение влияния снижения эксплуатационных качеств автомобильной дороги и ее структурных элементов на механизм ДТП;
  • установление уровня и качества информационного обеспечения водителя о дорожных условиях;
  • определение причинной связи между отклонениями квалификационных характеристик дороги и дорожных условий от требований НТД и происшедшим ДТП.

 

Последнее изменениеЧетверг, 04 февраля 2016 08:18
(1 Голосовать)
Прочитано 1780 раз